.
 

Index
About
Services
Archive
Protocols
Сharter
Сomplaints
Сlaims
Laws
Instructions
Contacts
Links

          Поиск по сайту

  
                
          

 

Взыскание долгов


В сфере гражданско-правовых споров, самой актуальной остается проблема, связанная с возможностью взыскания долгов.
В этом разделе сайта Вы можете найти много полезной информации по вопросам, связанным с возможностью взыскания долгов.

Я помогу Вам при взыскании долгов или по защите Ваших интересов, при предъявлении необоснованных требований контрагентами.

Перечень исполнительных документов

Исполнительными документами являются:

- исполнительные листы, выдаваемые судами на основании:
  принимаемых ими судебных актов;
  решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;
  решений иностранных судов и арбитражей;
  решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;
- судебные приказы;
- нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;
- удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;
- оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов;
- постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
- постановления судебного пристава-исполнителя;
- постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для взыскания является его дубликат, выдаваемый судом или другим органом, вынесшим соответствующий акт, в порядке, предусмотренном федеральным законом.


Требования, предъявляемые к исполнительным документам

В исполнительном документе обязательно должны быть указаны:
- наименование суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ;
- дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера;
- дата принятия судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению;
- наименования взыскателя-организации и должника-организации, их адреса;
- фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника-гражданина, и место его работы;
- резолютивная часть судебного акта или акта другого органа;
- дата вступления в силу судебного акта или акта другого органа;
- дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению.

Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.

Исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа, подписывается должностным лицом этого органа, а в установленных федеральным законом случаях - лицом, выписавшим исполнительный документ. Исполнительный документ заверяется печатью органа или лица, его выдавшего.

Содержание судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов определяется Гражданским процессуальным кодексом РФ и Семейным кодексом Российской Федерации. Эти акты подписываются лицами, принявшими или удостоверившими их, и заверяются печатью, соответствующего исполнительного органа.

 

Основания применения мер принудительного исполнения

Ст. 44 ФЗ « Об исполнительном производстве» устанавливает, что принудительное исполнение судебного решения возможно только при соблюдении всех трех приведенных в данной статье оснований.

Основанием применения мер принудительного исполнения являются:
1) предъявление в установленном федеральным законом порядке надлежаще оформленного исполнительного документа;
2) принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства;
3) истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения.

Меры принудительного исполнения

Мерами принудительного исполнения являются:
1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации;
2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;
3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц;
4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе;
5) иные меры, предпринимаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.

Хотелось бы отметить, что судебный пристав-исполнитель обязан в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа принять постановление о возбуждении исполнительного производства (если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению), кроме того, при возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предоставляет срок для добровольного исполнения требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства (в судебных актах и исполнительных листах, выдаваемых арбитражными судами, срок для добровольного исполнения требований указываться не может). При наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, они могут быть отложены судебным приставом по собственной инициативе или по заявлению должника на срок не более 10 дней с вынесением об этом соответствующего постановления.

Принудительное исполнение судебных решений производится судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения.

 

Обращение взыскания на имущество и денежные средства должника – организации


Наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, хранящиеся в сейфах кассы должника-организации и находящиеся в изолированном помещении этой кассы или иных помещениях должника-организации, подлежат изъятию незамедлительно по их обнаружении.

Изъятые денежные средства в рублях в тот же день сдаются в банк для перечисления на счет взыскателя в размере долга, для зачисления в доход федерального бюджета в размере суммы исполнительского сбора, а оставшиеся средства, предназначенные для покрытия расходов по совершению исполнительных действий, вносятся на депозитный счет подразделения.

Судебный пристав-исполнитель принимает меры по наложению ареста на денежные средства должника-организации, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях.

Статья 58 ФЗ « Об исполнительном производстве» предусматривает возможность обращения взыскания на имущество должника-организации.

В случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для погашения задолженности, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, изъятого из оборота либо ограничиваемого в обороте), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится.

На это имущество налагается арест или с ним производятся иные исполнительные действия в порядке, предусмотренном вышеуказанным настоящим Федеральным законом.

Обращение взыскания на акции


Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 марта 1999 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с обращением взыскания на акции" устанавливает, что вопросы, связанные с обращением взыскания на акции, принадлежащие должнику, могут рассматриваться арбитражными судами в связи с ходатайствами лиц, участвующих в деле, о наложении ареста на имущество должника (ответчика) в целях обеспечения иска в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, а также при рассмотрении жалоб на действия (отказ в совершении действий) судебных приставов-исполнителей на основании статьи 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Арест и взыскание на акции могут налагаться в соответствующих случаях определением суда или постановлением судебного пристава-исполнителя при наличии доказательств, подтверждающих право собственности (право хозяйственного ведения) ответчика (должника) на данные ценные бумаги (статья 58 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Доказательством наличия у конкретного лица такого права является соответствующая запись в реестре акционеров общества и выписка из реестра, выдаваемая реестродержателем в порядке, предусмотренным статьей 46 Федерального закона "Об акционерных обществах" и Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. N 27, либо иные документы, предусмотренные законодательством.

Наложение ареста на ценные бумаги судебными приставами-исполнителями осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. N 934 "Об утверждении порядка наложения ареста на ценные бумаги".

Учитывая, что судебный пристав-исполнитель вправе наложить арест только на имущество (в том числе на акции), принадлежащее самому должнику, не может быть обращено взыскание:
на пакеты акций, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных государством (муниципальным органом) в управление Министерству государственного имущества Российской Федерации, территориальном органу по управлению государственным имуществом, фонду имущества либо по договору управляющей организации (управляющему), - по долгам соответствующего акционерного общества или органа (организации, лица), которому они переданы в управление;
на акции, принадлежащие юридическому или физическому лицу, переданные им по договору в доверительное управление, - по долгам управляющей организации (управляющего). По обязательствам (долгам) собственника таких акций на них может быть обращено взыскание в установленном законом порядке.

Взыскание на акции, принадлежащие организации-должнику, может быть обращено при отсутствии у этой организации денежных средств, достаточных для погашения задолженности (статья 58 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Подпунктом 1 статьи 59 Федерального закона "Об исполнительном производстве" ценные бумаги, в том числе и акции, отнесены к имуществу организаций-должников, непосредственно не участвующему в производстве, арест и реализация которого осуществляются в первую очередь.

При рассмотрении заявлений участников судебного процесса об исключении акций из имущества, на которое наложен арест, а также жалоб на действия судебных приставов-исполнителей в связи с обращением взыскания на акции арбитражным судам необходимо учитывать, что на основании пункта 5 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе указать те виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь. Окончательно очередность обращения взыскания на имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем. Если у должника имеется иное ликвидное имущество (кроме акций), непосредственно не участвующее в производстве, реализация которого в соответствии с законом осуществляется в первую очередь, судебный пристав-исполнитель может удовлетворить ходатайство должника об обращении взыскания на это имущество. Взыскатель (кредитор) не вправе указывать виды имущества (в том числе акции), на которое, по его мнению, следует обратить взыскание.

При решении вопроса об очередности обращения взыскания на имущество должника в случае, когда им является холдинговая или иная компания, созданная в процессе приватизации государственного имущества на основании Указа Президента Российской Федерации или решения Правительства Российской Федерации, уставный капитал которой сформирован за счет внесения в него принадлежащих государству контрольных пакетов акций дочерних обществ, необходимо иметь в виду следующее.

Названные компании создаются государством как единые экономические комплексы в целях координации и кооперации производственно-хозяйственной деятельности входящих в их состав дочерних обществ, и исключение из состава компании одного или нескольких таких обществ в результате обращения взыскания на соответствующие пакеты акций может привести к нарушению или прекращению деятельности компании в целом.
Статья 59 Федерального закона "Об исполнительном производстве" устанавливает очередность обращения взыскания на имущество должника-организации таким образом, чтобы без крайней необходимости не лишать его возможности продолжать свою основную деятельность (производственную либо иную, для осуществления которой создана данная организация) и после погашения долга за счет наложения ареста и реализации принадлежащего имущества (в том числе и акций). В связи с этим на пакеты акций дочерних обществ, вносимые государством в уставный капитал названных компаний, не может быть обращено взыскание в первую очередь.

Исходя из подпункта 3 статьи 59 Федерального закона "Об исполнительном производстве" такие пакеты акций следует рассматривать в качестве имущества, от которого непосредственно зависит производственная деятельность компании, и взыскание на которое обращается в третью очередь.

Нарушение судебным приставом-исполнителем установленной очередности обращения взыскания на имущество должника является основанием для обжалования его действий.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона "Об исполнительном производстве" оценка акций, на которые обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа.

При обращении взыскания на акции, сделки с которыми регулярно осуществляются на фондовом рынке, при определении их рыночной стоимости принимается во внимание цена спроса и предложения на них (котировка акций).

Если сделок с акциями соответствующего акционерного общества непосредственно перед обращением взыскания на такие акции не заключалось либо отмечалось резкое падение курса указанных акций, в частности в связи с кризисными явлениями, судебный пристав-исполнитель должен на основании пункта 2 статьи 52 Федерального закона "Об исполнительном производстве" назначить для определения их стоимости специалиста. Специалист по определению рыночной стоимости акций назначается также в случае возражений должника или взыскателя против произведенной судебным приставом-исполнителем оценки их стоимости. В этом случае при оценке акций должны приниматься во внимание все факторы, влияющие на их реальную рыночную стоимость, в том числе размер чистых активов акционерного общества, выпустившего акции, уровень доходности его деятельности и другие.

Нормативные акты, регулирующие принудительное исполнение

Объектом принудительного исполнения могут быть как судебные акты, так и акты других органов, причем не всяких, а только тех, которым предоставлено право возлагать на граждан, организации и бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от определенных действий. Перечень исполнительных документов, или на основании которых они выдаются, приведен в ст. 7 Федерального закона « Об исполнительном производстве».

Среди нормативных правовых актов, регулирующих принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, особое место занимает Федеральный закон "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ. Закон определяет правовую основу деятельности судебных приставов-исполнителей, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность судебного пристава, регламентирует организацию деятельности службы судебных приставов, порядок назначения и освобождения их от должности, устанавливает полномочия должностных лиц службы судебных приставов, права и обязанности судебных приставов-исполнителей при исполнении ими служебных обязанностей, гарантии их правовой и социальной защиты, порядок финансирования и материально-технического обеспечения службы судебных приставов.

Федеральный закон РФ "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ является основным нормативным актом, детально регламентирующим отношения, возникающие при принудительном исполнении судебных актов и актов других органов. Закон определяет органы принудительного исполнения, иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов, устанавливает перечень исполнительных документов, требования, предъявляемые к ним, и правовые последствия нарушения этих требований, четко регламентирует порядок возбуждения, приостановления, прекращения и окончания исполнительного производства, место, время и сроки совершения исполнительных действий, сроки предъявления исполнительных документов к исполнению и порядок их восстановления и др.

Отношения, возникающие в исполнительном производстве, регулируются не только названными нормативными актами, но и иными федеральными законами, регулирующими условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

К источникам исполнительного производства Федеральный закон относит и нормативные акты, принимаемые Правительством Российской Федерации по вопросам исполнительного производства. В данном случае имеются в виду различные инструкции, положения об исполнительном производстве и др. Ранее эти нормативные акты носили ведомственный характер, поскольку принимались Министерством юстиции.

За последнее время Правительством Российской Федерации принят ряд нормативных актов по вопросам исполнительного производства: Постановление Правительства Российской Федерации от 6 января 1998 г. N 6 "О Федеральном долговом центре при Правительстве Российской Федерации", который является специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации, созданным в целях обеспечения исполнительных действий при обращении взыскания на имущество организаций-должников на основании судебных решений и актов других органов, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также реализации конфискованного и бесхозяйного имущества, обращенного в федеральную собственность (в ред. Постановления Правительства РФ от 23 апреля 1999 г. N 459); Положение о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1998 г. N 723, которое устанавливает порядок и условия хранения имущества, арестованного и изъятого судебным приставом-исполнителем при принудительном исполнении судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий; утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. N 934 Порядок наложения ареста на ценные бумаги, определяющий процедуру наложения судебным приставом-исполнителем ареста на ценные бумаги должника при обращении взыскания на его имущество.


назад

       
Hosted by uCoz