Новости сайта

Эко-приемная

Авт. статьи

Авт. заметки

Секреты

Путеводитель

Лит. обзор

Экономисты

Об авторе

Дизайн мысли или Русский язык как вид бизнеса

Если есть платежеспособный спрос на правильный русский язык, то появится предложение правильного языка. Услуги по правильному "оязычиванию" мыслей, по дизайну мысли. Хороший русский язык может стать видом бизнеса…

На данный момент официально не опубликовано нигде, кроме этого сайта.

Спрос и предложение в интернете.

Если есть спрос - появится предложение. Возникнет рынок. Рынок товара или услуги. Если же спрос настолько велик и платежеспособен, что обеспечивает более высокую, чем в соседних отраслях, норму прибыли - многие захотят работать именно в данном бизнесе. Потекут инвестиции. Предложение, ассортимент и качество возрастет, а цена снизится. Так происходит в экономике традиционных товаров и услуг - от производства аэробусов до услуг химчистки.
Интернет тоже часть экономики. И здесь возникает спрос на те или иные услуги. В Сети все проще и одновременно сложнее. Проще, потому что создание сайта стоит сравнительно дешево даже по сравнению с объемом инвестиций на покупку, аренду или строительство магазина средней руки. А создание и раскрутка большого и профессионального сайта или даже целого интернет-холдинга неизмеримо дешевле, чем постройка среднестатистического машиностроительного завода, как бы высоко не котировались акции первого и низко - второго. Другими словами - в интернете низкие входные барьеры.
И в тоже время, в Сети - сложнее. Сложнее, потому что трудно найти покупателей на услуги сайтов. Информация здесь бесплатна - как и телевизионные программы или радиопередачи. Остается надеяться на рекламу и на доходы или комиссионные с продажи реальных, традиционных товаров, предлагаемых на сайтах. Но, для того, чтобы привлечь на свой сайт рекламодателей или успешно торговать традиционными товарами, нужно создать аудиторию сайта. Достаточно большую и постоянную - ведь готовы купить рекламируемые товары, как правило, единицы. Не "разношерстную", как на поисковом сайте, а объединенную по какому-либо признаку (работа, увлечение) - например, деловые женщины (www.businesswoman.ru), образованные люди нестандартной сексуальной ориентации (www.gay.ru ) или бухгалтера и финансисты (www.consulting.ru ). Желательно, чтобы у этой аудитории и денежки водились и была бы потребность их потратить (например, на ремонт или тюнинг своего джипа - www.niva.msk.ru.

Как возникает потребность в услуге.

На сайте www.ione.ru я опубликовал несколько комментариев к статьям. Перечитывая свои комментарии, появившиеся на сайте, был приятно удивлен - все тексты были отредактированы: правильно расставлены знаки препинания, некоторые слова были заменены более подходящими по смыслу, перестроены отдельные фразы. При этом мысль не была потеряна, наоборот, она стала более "отшлифованной", удобочитаемой, а значит - понятной.
Тут я вспомнил, что одно время пытался создать свой сайт, посвященный финансовому анализу. Ничего из этого не вышло (написал несколько статей, а оформить все это в красивом html-виде силенок не хватило). Но перед этим отдавал на прочтение свои статьи знакомой, учительнице литературы - не хотелось "отличаться" орфографическими или стилистическими ошибками. Вдохновило Руководство Артемия Лебедева (www.design.ru/kovodstvo/)- одного из малочисленных борцов за красоту и изящество русского интернета.
Итак, у меня появился спрос. Спрос на услугу, которая заключается в том, чтобы правильно описать мои мысли. Хорошо было бы: вы быстро (пока не убежала мысль) набрасываете в текстовом редакторе свою статью, заметку, репортаж или главу из книги. И отдаете профессионалу на "шлифовку". В кратчайшие сроки (до нескольких суток) вам возвращают безупречное с точки зрения орфографии и стилистики произведение. Да чтоб еще и бесплатно (или за символическую сумму)! Пожалуй, последнее (бесплатность) будет возможна только в Сети. Думаю, огромное количество создателей веб-сайтов, авторов статей на сайтах, сетевых и "бумажных" журналистов воспользовались бы такой услугой.

Что предлагает русский интернет.

Прежде всего - сайт "Фотиния": http://fotinia.nm.ru. Можно прислать адрес своего сайта для проверки орфографии. Очень удачный дизайн. Шлифовка содержимого сайтов - многообещающая ниша рынка. И недостатка в клиентах, как я понял, "Фотиния" не испытывает.
Справочно-информационный портал "Русский язык" предоставляет возможность проверить написание и ударение любого слова русского языка, включая имена собственные и нарицательные. Нужно только набрать это слово. Можно задать любой вопрос на тему как орфографии, так и стилистики, что особенно важно. Можно поучаствовать в дискуссии и обсудить проблему среди профессионалов. Ниша "мелких услуг" в области русского языка. Нужно и полезно.
Справочная служба русского языка (www.rusyaz.ru). Судя по всему, солидная фирма, предоставляющая профессиональные услуги широкого спектра - от справок по нормам правописания и произношения до переводов и корпоративного сопровождения. "Корпоративное сопровождение" стоимостью 1000 у.е. в месяц включает огромный диапазон услуг. Правда, за такую сумму позволить его себе может только достаточно состоятельная компания с высоким уровнем того, что называют "корпоративной культурой". Зато проверка русских текстов стоит 10 рублей за 250 слов (примерно страница). Очевидный недостаток этой службы - необходимость платить. Если пишешь бесплатную статью для чужого сайта - не очень- то тянет "шлифовать" ее за деньги. Плюс "трансакционные издержки" - чтобы перечислять деньги, нужно куда-то идти, что-то заполнять, подсчитывать размер статьи… И еще один маленький нюанс: Справочная служба русского языка называет себя сокращенно: ССРЯ. Не очень благозвучная аббревиатура. Тем более для такой фирмы. Но да ладно - сапожник всегда без сапог… На сайте www.triz-ri.ru опубликованы "правила хорошего текста" (к сожалению, только фрагмент методики) - рекомендации по написанию текстов известного специалиста по PR Игоря Викентьева. Неплохо было бы организовать подобные сайты, в режиме онлайн предлагающие несколько моделей построения статьи. Это еще одна ниша рынка по "шлифовке" текстов.
Хорошая конкуренция сложилась между словарями и энциклопедиями - значение любого слова можно узнать у Кирилла и Мефодия (www.km.ru), на Рубриконе (www.rubricon.ru) или на десятке подобных сайтов.

Русский язык как вид бизнеса.

Итак, услуги по работе с текстами можно разделить на несколько секторов:
- бесплатные услуги частным индивидуальным пользователям (вроде меня),
- платные или бесплатные услуги "сайтостроителям" и
- услуги фирмам, компаниям.

Ассортимент услуг можно разделить на несколько групп в зависимости от степени сложности:
- орфографические корректировки (ошибки и знаки препинания),
- стилистические корректировки (с заменой отдельных слов, перестройкой фраз),
- PR-услуги (варианты стиля, характера, построения текста, советы, как раскрывать тему),
- поиск сопутствующей информации,
- соавторство (услуги специалиста по данной или смежной теме, возможно, в режиме онлайн - написание им отдельных частей текста),
- консультации профессионала (экономиста, юриста, других специалистов в зависимости от темы статьи),
- перевод,
- оформление (рисунки, диаграммы и т.п.).

Поле непаханое. При этом все виды услуг можно оказывать в интернете - так проще и удобнее многим клиентам. Спектр таких услуг украсил бы "модельный ряд" любого интернет-проекта, портала или холдинга - Рамблера (вдобавок к его "Словарям"), Яндекса (с его "Лингво"). Подобные услуги могли бы оказывать и сайты фирм интернет-дизайна.

Люди или машины?

Конечно, для создателей сайтов проще и эффективнее так - вы присылаете на сайт статью в электронном виде, а программа (вроде ОРФО, встроенной в Word) обрабатывает ее, выдает (или высылает) список предложений по корректировке или откорректированную статью. А также -сходные по смыслу к отмеченными вами слова и их значения, ссылки на сайты с похожей информацией. По-моему, это не так сложно и возможно уже сейчас. Особенно такая услуга актуальна для непрофессиональных сайтостроителей, например, на http://narod.yandex.ru .
Но главный ресурс для такого рынка - это преподаватели русского языка и литературы. У большинства из них высочайшая квалификация, огромный опыт и… низкая зарплата. Интернет-проект, позволивший бы заниматься преподавателям консультациями (и не только по русскому языку, но и по другим предметам), "электронное репетиторство", был бы одним из самых общественно значимых дел Рунета. Сайт получал бы плату за услуги перевода, репетиторство, услуги компаниям. За счет этого мелкие услуги (вроде вычитки текстов или ответов на вопросы) могли бы быть бесплатными. Сайт выплачивал бы учителям деньги в соответствии с выполненным объемом работы. Выход в интернет - со школьных компьютеров. Возможно, для особо "значимых" для удержания клиентов, преподавателей, можно было бы организовать аренду или покупку компьютера в рассрочку. Каждый мог бы заработать себе имя, составлялся бы рейтинг профессионалов, со своей специализацией, спектром услуг, своими постоянными клиентами. Разумеется, такой проект потребовал бы серьезных по нынешним интернет-меркам инвестиций. Да и без спонсоров он существовать не сможет. Этот проект мог бы стать частью проекта компьютеризации школ.

Инфраструктура рынка информации.

У каждого рынка "базовой" продукции есть своя инфраструктура - рынки товаров и услуг, необходимые для функционирования основного рынка. У рынка информации такой инфраструктурой мог бы стать рынок idea design. "Дизайн мысли" - по-моему, хорошее коммерческое название для подобных услуг. Таким образом, у русского языка появится мощный покровитель - выгода. Она уже помогла театру - в результате грамотного руководства многие театры стали приносить неплохие кассовые сборы. А ведь считалось, что театр и коммерция несовместимы. Выгода предъявляет спрос на хороший дизайн. Выгода делает хорошие манеры необходимыми все большему количеству предпринимателей. Возможно, в скором времени правильный русский язык станет такой же необходимостью, как хороший офис или дорогой мобильный телефон. Поживем - увидим.

26.08.2001

Hosted by uCoz