Новости сайта

Эко-приемная

Авт. статьи

Авт. заметки

Секреты

Путеводитель

Лит. обзор

Экономисты

Об авторе

О новой экономике, электронной коммерции и глобализации

Новая экономика не появилась ниоткуда, новые экономики существовали на протяжении всей истории человечества. А теперешняя глобализация - как минимум вторая в истории…

Написано для iOne.ru, "Что такое новая экономика и электронная коммерция".

Начнем с определения новой экономики, поскольку электронная коммерция -- ее часть. Я бы дал максимально широкое определение: новая экономика -- часть экономики, использующая более эффективные методы и благодаря этому демонстрирующая существенно более высокие результаты. Это определение, в отличие от большинства других:
       а) не ставит знака равенства между новой экономикой и ИТ, электронными устройствами и процессами -- новая экономика использует любые более эффективные устройства, технологии и процессы (от компьютера, интернета и ИТ до биотехнологий, аутсорсинга и пресловутого сетевого маркетинга);
       б) не говорит о полной и однозначной замене старых методов и технологий новыми -- часть новых технологий, устройств и процессов могут занять свою нишу, поделив рынок со старыми;
       в) подразумевает, что новая и старая экономика неоднократно сосуществовали на протяжении истории человечества.

Подробнее о последнем отличии. Экономика Древнего Египта, основанная на рабском труде и новых для первобытного общества методах управления большими массами рабов, была новой экономикой, более эффективной по сравнению с первобытным укладом. Новые методы в такой экономике -- менеджмент, использование научных знаний, новые устройства (плотины и подъемники). Более яркие примеры -- промышленная революция и электрификация. Экономика, использующая энергию пара, фабричную организацию производства, банковское кредитование и акционерный капитал, была новой экономикой. Новой экономикой стала экономика, использующая электрическую энергию вместо паровой, а также принципы менеджмента и маркетинга, планирование и бюджетирование.

Кстати, в период перед первой Мировой войной начинаются процессы первой глобализации в истории человечества (колонии и транснациональные компании). Телеграф, почта, кино и печать (книги, газеты, журналы) тех времен -- это наш интернет, e-mail, мультимедиа и масс-медиа. Сложно даже подсчитать, сколько новых экономик было в истории человечества. Вот мы вступаем в год лошади, а между тем первобытные хозяйства, начавшие использовать лошадиную силу, как более эффективную по сравнению с человеческой, были новой экономикой.

Теперь об электронной коммерции. Часто электронной коммерцией называют то, что надо бы назвать электронной сделкой (включающей, как справедливо заметили эксперты ООН, четыре стадии -- поиск информации, заключение контракта, поставку товара или услуги и платеж). Электронная коммерция, как и обычная, кроме стадий самой сделки, включает еще и маркетинговый комплекс (изучение спроса, рекламу и другие методы продвижения товаров и услуг). Продажа товаров и услуг с тем или иным уровнем использования интернета претендует на то, чтобы называться электронной коммерцией. Нужно только договориться, какова должна быть "доля онлайна" в такой коммерции, чтобы мы могли однозначно назвать ее электронной.

Эксперты ООН, судя по всему, руководствуются принципом преобладания. Если не менее 50% сделки происходит в онлайне -- это электронная коммерция. Только как определить, что такое 1% сделки, а что -- 50%? Ведь все ее стадии для каждой компании, услуги и даже для каждой сделки неравнозначны -- по затратам временных, человеческих или финансовых ресурсов. Я бы предложил использовать принцип критичности (его же предложил и Яков Сироткин): любая из 5 стадий (маркетинговый комплекс, поиск информации, заключение контракта, поставка товара или услуги и платеж) является необходимой для коммерции. Следовательно, если хотя бы одна из них совершается в онлайне -- это электронная коммерция, ибо использование интернета становится для такой коммерции критичным. И еще один момент: если нам нужно дать определение электронной коммерции (или новой экономики) для того, чтобы потом установить для нее специальный экономический режим (например, особые условия налогообложения), то проблема приобретает совершенно иной характер. Тут для спасения отраслей от ухудшения налогового режима или для уменьшения госрегулирования можно и "погрешить" против чистой научной истины. Неспроста самые сложные и запутанные экономические теории придуманы для самых регулируемых отраслей -- так называемых естественных монополий. У новой экономики и электронной коммерции (как наиболее свободной части экономики) есть шанс избежать подобного "напускания тумана".

08.01.2002

Hosted by uCoz