Новости сайта

Эко-приемная

Авт. статьи

Авт. заметки

Секреты

Путеводитель

Лит. обзор

Экономисты

Об авторе

Рынок 5-15. Критические комментарии экономиста.

1. Есть ли у нас Единая энергосистема?

У нас, в России, есть система высоковольтных сетей, которые покрывают большую часть населенной территории страны, не имеют серьезных ограничений, препятствующих перетокам энергии в разные регионы (за исключением Дальнего Востока и части северных регионов). Эта сеть управляется из единого центра (ЦДУ - Центральное диспетчерское управление, далее - СО, Системный оператор) и региональных центров (ОДУ и диспетчерских управлений АО-энерго). Кроме того, практически все высоковольтные сети контролируются одним собственником - РАО "ЕЭС России" (АО-энерго имеют на балансе высоковольтные сети, но фактически, контрольный пакет большинства АО-энерго принадлежит РАО). На основании этих трех принципов (возможность межсистемных перетоков, единое управление и единый собственник) утверждается, что у нас - Единая энергосистема. Считается, что отказ от любого из этих принципов приведет к разрушению Единой энергосистемы, или, по крайней мере, сделает ее не единой.

Попробуем рассмотреть эти принципы. Для примера рассмотрим единое государство. Когда государство единое? Только в том случае, когда отсутствуют внутренние границы. То есть отсутствуют (или сведены к минимуму) искусственные препятствия перемещению людей, ценностей и информации из региона в регион. Искусственные препятствия - это запреты, и ограничения. Естественные препятствия (труднопроходимые районы) не исключают данную территорию из состава единого государства - ведь ничто не препятствует гражданам минимизировать естественные трудности перемещения (используя, например, вертолеты и вездеходы). Аналогично, слабость (низкая пропускная способность) межсистемных соединений электрической сети не может служить причиной не единства сети. Только искусственное ограничение стремления субъектов сети повысить ее пропускную способность делает сеть не единой. В том числе - не включение в тарифы минимальных затрат на модернизацию и капитальные вложения в сеть, любые препятствия вложения частных капиталов в сеть и т.п. Если мы препятствуем строительству дороги или пролету вертолета, мы создаем границы. Границы делают государство не единым. Только искусственные препятствия развитию сети, а не существующие межсистемные ограничения, делают ее не единой.

Единое государство имеет единое управление, но для единства вовсе необязательно, чтобы это управление было тоталитарным. Управление сетью также может быть в значительной степени делегировано на места, отдельные функции управления могут быть отданы не только системному оператору (диспетчеру), но и участникам рынка, генераторам и потребителям электроэнергии, а также сетевым компаниям. Это не снизит ее единства. Единое управление государством означает, что некоторые вопросы на данном пространстве решает только одна структура, либо ее нижестоящее или вышестоящее подразделение, но никак не параллельное. Для управления сетью и потоками энергии в ней на конкретном участке конкретные функции может исполнять только один регулировщик. Как сейчас модно говорить, "на перекрестке должен быть только один регулировщик". Но это не означает, что должность регулировщика должна быть пожизненной - за нее можно конкурировать. Не обязательно, чтобы все регулировщики принадлежали одной организации. И не обязательно регулировщик должен надзирать за порядком на улице или проверять транспортные средства на соответствие стандартам.

Для единства государства не имеет значения, принадлежат ли предприятия и земли государству или множеству частных лиц (однако, это имеет значение для его экономики!). Так и для единства сети не важно, одному или нескольким собственникам принадлежит сеть (но, опять же, это важно для экономики сети).

Говоря о единстве государства, мы говорим о свободном перемещении по всей его территории людей и ценностей (если существуют искусственные ограничения, то они едины для всех). Если власть или жители одной из территорий воздвигают границы, ограничивая перемещение людей и ценностей, государство перестает быть единым. Единство сети также невозможно без свободного перемещения ценностей (энергии) по ее пространству. Искусственные исключительные привилегии на энергоснабжение на данной территории, удерживаемые нынешними АО-энерго, препятствуют свободному перемещению энергии. Свободное перемещение энергии означает наличие свободы выбора поставщиками и потребителями друг друга. То есть, рынок электроэнергии.

Так, мы выяснили, что наша электрическая сеть не едина - существуют искусственные местные привилегии, разделяющие ее на отдельные вотчины, препятствующие свободному выбору поставщиками и потребителями друг друга. Единые государства возникли не столько по причинам политическим и военным, сколько по экономическим - отсутствие препятствий перемещению товаров, капиталов и людей позволяет рыночным силам оптимально размещать и использовать ограниченные ресурсы, увеличивая совокупный доход общества и каждого индивида в отдельности. К сожалению, отсутствие истинного единства сети, т.е. возможности свободного выбора поставщиками и потребителями друг друга, не позволяет поставщикам и потребителям реализовывать взаимовыгодные возможности, исключает конкуренцию, снижение издержек и инвестиции, как способы увеличения конкурентных преимуществ, превращая их в громкие надувные и малоэффективные кампании.

У нас нет единой сети. Нам еще предстоит ее создать.

Hosted by uCoz