Новости сайта

Эко-приемная

Авт. статьи

Авт. заметки

Секреты

Путеводитель

Лит. обзор

Экономисты

Об авторе

Аутсорсинг: компания без … организационной структуры

Комментарий к статье Опора на внешние силы

Старая, традиционная экономика отличалась недоверчивостью. Если сможешь сделать это сам -- делай сам. Пусть хуже, но сам. Отдать что-то на сторону, значит признаться в собственном бессилии. Зато у нас большая компания! Мы производим огромный ассортимент продукции! Мы ни от кого не зависим!

Однако с развитием информационных технологий началась глобализация экономики. Экономика стала либеральнее, торговые и политические барьеры между странами стали ниже или вовсе разрушились. Это обострило конкуренцию, причем на всех рынках. К тому же появилась новая поросль интернет-компаний и прочих представителей новой экономики со своими неслыханными доселе принципами ведения бизнеса, со своей корпоративной культурой.

И тут стало понятно, что "большая компания" часто означает большой штат и большие расходы, но не большую долю рынка и не большие перспективы. "Огромный ассортимент" продукции был большей частью убыточен, лишь некоторые наименования давали прибыль и покрывали убытки от множества нерентабельных изделий. "Независимость" превращалась в неэффективность, закрытость, непрозрачность как для партнеров, так и для собственного менеджмента, нежелание извлекать эффекты от существующей инфраструктуры рынка.

Зато осталась зависимость от клиента, потребителя, который почему-то перестал доверять продукции компании. Его не удовлетворяло качество. Его перестала устраивать цена, хотя у других он стал покупать вдвое дороже. Он стал обращать внимание на какие-то "брэнды", а старая добрая репутация вашей компании почему-то таким "брэндом" не стала...

Что делать? Этот вопрос из специфически русского превратился в общемировой. Ответ прост -- делать то, что у тебя получается лучше и дешевле других. Этот простой принцип успеха открыли экономисты сотни лет назад -- принцип разделения труда. Сначала менеджмент терпящих бедствие компаний решился на отказ от производства нерентабельной продукции: закупать комплектующие, а не производить самим; отдавать сырье в давальческую переработку; сдавать производственные площади в аренду тем, кто сможет использовать их эффективнее. Компании начали делать только то, в чем они максимально конкурентоспособны. Так появились стратегии дифференциации и фокусирования.

Но эффект от разделения труда можно получать, разделяя не только технологические функции. Множество других функций можно доверить профессионалам, которые выпонят их лучше, эффективнее, практичнее, быстрее. В конечном итоге получится дешевле, несмотря на то что стоимость данных услуг будет выше суммарных затрат на зарплату соответствующих отделов.

Отказаться от услуг внутренних контролеров и довериться внешнему аудиту -- этого требуют владельцы. Причем рынок предложит вам не только финансовый аудит, но и производственный, экологический и даже энергоаудит и аудит кадров. Не создавать собственного отдела АСУ -- конкуренция на ИТ-рынке заставляет компании работать с вами индивидуально. Не содержать в штате юрисконсульта -- юридические фирмы готовы предоставить широчайший набор юридических услуг. Не заниматься распространением продукции -- специализированные дистрибуторы сделают это лучше, с учетом специфики региональных рынков. Не содержать собственную охрану -- охранные фирмы предложат услуги от охраны помещений и наличности до охраны информации. Отдел кадров? Подбором персонала займутся рекрутинговые компании. Имидж и деловая репутация? А PR-агентства на что?

Теперь разделение труда дошло и до таких, считавшихся ранее "слитыми воедино" с компанией, функций, как планирование, учет, анализ, бюджетирование и управление. Консалтинговая фирма составит вам бизнес-план, специализированная фирма найдет инвестора. Появляются бухгалтера, готовые сделать привычную им работу за вас. Мало того, некоторые фирмы предлагают еще и заняться управлением вашими активами, вашим персоналом и вашим производством!

Что же остается лично Вам? Владеть ноу-хау. Впрочем, его тоже можно купить. Масса компаний "новой экономики" наперебой предлагают свои ноу-хау. Остается одно: владеть капиталом. Все остальное сделают за вас профессионалы. Нужно только их нанять. Впрочем, и это необязательно: поручить это дело можно банкам, инвестиционным компаниям, венчурным фондам... Отдайте им свои денежки и, возможно, они приумножат их.

У вас остается только одно, но главное качество -- делать то, что лучше получается. И предприимчивость. И еще умение рисковать. И тогда вы сможете организовать любую фирму -- от производственной до бухгалтерской или аудиторской.

24.08.2001

Hosted by uCoz