Предоставляю широкий спектр услуг в области жилищного права,
а именно:
- консультация юриста по вопросам жилищного права;
- составление договоров, жалоб, исковых заявлений;
- юридическая помощь при отношениях найма жилых помещений;
- юридическая помощь при совершении сделок с жильем;
- досудебное урегулирование споров;
- ведение судебных дел связанных с выселением;
- ведение судебных дел связанных с признание права на жилое
помещение;
- ведение дел связанных с заливом жилых и нежилых помещений;
и другие услуги.
С 1 марта 2005 года, вступил в действие новый Жилищный Кодекс
РФ. Новое в жилищном законодательстве:
- Переустройство и перепланировка жилого помещения
Данные отношения регулируются ст.25-29 Жилищного Кодекса РФ
и осуществляется в значительной степени иначе, чем было ранее.
Так, ЖК 1983 г. содержал одну статью, посвященную переустройству
и перепланировке жилых и подсобных помещений (ст. 84), определявшую
самые общие правила совершения указанных действий. К достоинствам
нового Кодекса можно отнести то, что теперь основные отношения
по переустройству и перепланировке помещений регулируются федеральным
законом. Это должно существенно облегчить правоприменительную
практику и способствовать единообразному применению установленных
правил и процедур.
С 1.03.2005 г. определение условий и порядка переустройства
и перепланировки помещений относится к компетенции органов государственной
власти Российской Федерации. До введения в действие Кодекса
в субъектах Российской Федерации было принято немало правовых
актов, регулирующих указанные отношения.
Обратим внимание, что новый Жилищный Кодекс не упоминает подсобные
помещения в связи с переустройством и перепланировкой. Причиной
этого, вероятно, является то, что подсобные помещения рассматриваются
в качестве части жилых помещений, при этом вместо понятия "подсобное
помещение" Кодекс в данном случае оперирует понятием "помещение
вспомогательного использования".
Важным является то, что впервые на уровне федерального закона
даны юридические определения понятий "переустройство"
и "перепланировка" жилых помещений.
Ст. 26 Жилищного Кодекса РФ определяет, что переустройство
и перепланировка помещений осуществляются по согласованию с
органом местного самоуправления. Для сравнения напомним, что
ЖК 1983 г. предусматривал осуществление этих действий с разрешения
исполкома местного совета. Однако различие здесь чисто терминологическое:
отсутствие согласования или отказ в нем de jure означают самовольность,
противоправность произведенного переустройства или перепланировки
помещений и влекут неблагоприятные правовые последствия (2).
Выступить с инициативой проведения переустройства и (или) перепланировки
жилого помещения может только собственник соответствующего помещения
или уполномоченное им лицо. Следовательно, таким правом не обладают
наниматели, арендаторы и другие пользователи жилых помещений,
не являющиеся собственниками, кроме случаев, когда указанные
пользователи будут в установленном порядке уполномочены собственником
на совершение соответствующих действий.
Заявителю необходимо обратиться в орган, осуществляющий согласование,
с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого
помещения. Форма такого заявления утверждается Правительством
РФ, что должно исключить установление по этому поводу "местных"
правил. Вместе с заявлением подаются и другие документы, четкий
перечень которых установлен ч.2 ст.26 Жилищного Кодекса РФ.
На рассмотрение заявления и документов, отводится строго ограниченный
срок. Решение о согласовании или об отказе в согласовании переустройства
и (или) перепланировки жилого помещения должно быть принято
уполномоченным органом не позднее 45 календарных дней со дня
представления заявителем необходимых документов.
В случае принятия решения о согласовании заявителю выдается
подтверждающий это решение документ, который составляется по
форме, определяемой Правительством РФ. Данный документ служит
юридическим основанием для осуществления переустройства и (или)
перепланировки жилого помещения с учетом проекта, представлявшегося
заявителем на согласование.
- Неблагоприятные правовые последствия самовольного переустройства
и (или) самовольной перепланировки жилого помещения
В отличие от ЖК 1983 г., новый Кодекс в ст. 29 определяет понятие
самовольного переустройства и (или) перепланировки жилых помещений.
Оно означает такое переустройство и (или) перепланировку жилого
помещения, которые произведены при отсутствии документа о согласовании
этих действий, выданного уполномоченным органом или с нарушением
проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося
для согласования.
Кодексом предусмотрен ряд неблагоприятных правовых последствий
для лиц, самовольно осуществивших переустройство и (или) перепланировку
жилого помещения. Согласно ч. 2 ст. 29 Кодекса, такие лица несут
ответственность в соответствии с законодательством. В настоящее
время в ст. 7.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение
правил пользования жилыми помещениями, которое может выражаться,
в частности, в самовольном переоборудовании жилых домов и (или)
жилых помещений (ч. 1 ст. 7.21) либо в самовольной перепланировке
жилых помещений в многоквартирных домах (ч. 2 ст. 7.21). Специалисты
в области административного права отмечают, что действия по
самовольному переоборудованию и перепланировке жилых и нежилых
помещений могут квалифицироваться правоприменительными органами
не только по данной статье, но и по ст. 19.1 КоАП РФ как самоуправство.
Кроме того, в ст. 7.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность
за переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без
согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно
изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Помимо обязанности нести административную ответственность за
самовольное переустройство и (или) перепланировку жилых помещений
у лиц, виновных в данных нарушениях, возникает дополнительная
обязанность имущественного характера - они должны привести соответствующие
помещения в прежнее состояние в разумный срок. Порядок совершения
этих действий определяется органом, осуществляющим согласование
(ч. 3 ст. 29 Кодекса). Вероятно, этот же орган должен установить,
за чей счет помещение приводится в прежнее состояние.
Целесообразно обратить внимание на то, что субъектом указанной
выше ответственности может быть не только собственник помещения,
но и наниматель по договору социального найма. При этом указанные
положения следует толковать ограничительно: предусмотренные
ст. 29 Кодекса меры ответственности за самовольное переустройство
и (или) самовольную перепланировку жилого помещения не могут
быть применены к нанимателям жилых помещений, предоставленных
по договорам найма специализированных жилых помещений, которые
предусмотрены статьями раздела IV Кодекса.
- Перевод жилых помещений в нежилые и нежилых помещений –
в жилые
Статьи 22-24 гл. 3 Жилищного Кодекса содержат много
новых норм, отсутствовавших как в ЖК 1983 г. В данной главе
достаточно подробно регламентированы отношения, связанные с
переводом жилых помещений в нежилые и нежилых помещений - в
жилые. Для сравнения напомним, что ЖК 1983 г. содержал только
самые общие правила о переводе жилых помещений в нежилые
Гражданский Кодекс РФ также упоминает только о переводе
жилых помещений в нежилые. Такой перевод должен производиться
в порядке, определяемом жилищным законодательством (п. 3 ст.
288). Поэтому нормы Кодекса, допускающие также перевод нежилых
помещений в жилые, являются принципиально новыми.
В ч. 1 ст. 22 Кодекса закреплено общее правило, согласно которому
перевод жилых помещений в нежилые и наоборот допускается, однако
при этом должны быть соблюдены императивные требования Кодекса
и законодательства о градостроительной деятельности. Градостроительная
деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том
числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального
планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий,
архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального
ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
В г. Москве действует Порядок перевода жилых помещений (домов)
в нежилой фонд в г. Москве, который устанавливает общие
требования к переводу жилых помещений (домов) в нежилой фонд
в г. Москве вне зависимости от нахождения их в государственной
(муниципальной) собственности, собственности общественных объединений
или частных лиц, а также находящихся в полном хозяйственном
ведении или оперативном управлении предприятий, министерств,
государственных комитетов и ведомств. Данный нормативный акт
определяет основания для перевода жилых помещений (домов) в
нежилой фонд, порядок оформления документов о переводе жилых
помещений (домов) в нежилой фонд.
Основаниями для перевода жилых помещений (домов) в нежилой
фонд в г. Москве являются: признание жилых помещений (домов)
непригодными для постоянного проживания; признание жилых помещений
(домов) временно непригодными (до устранения причин, обусловливающих
непригодность) для проживания; признание в исключительных случаях
факта целесообразности изменения функционального назначения
жилых помещений, расположенных на первых этажах строений, в
целях улучшения жилищно-коммунального и бытового обслуживания
населения, получения дополнительных средств для расширенного
воспроизводства жилищного фонда и т.п.
В Московской области действует Закон Московской области
от 16.04.2004 г. N 55/2004-ОЗ "О порядке и условиях перевода
жилых помещений (жилых домов) в нежилые". Этот Закон
устанавливает порядок изменения функционального назначения жилых
помещений (жилых домов) независимо от форм собственности с целью
надлежащего использования и сохранности жилищного фонда, создания
условий для осуществления права собственника по распоряжению
недвижимым имуществом, недопущения необоснованного перевода
жилых помещений (жилых домов) в нежилые, а также ограничения
по использованию помещений, переведенных в категорию нежилых.
В указанном Законе установлены правила целевого использования
жилищного фонда, определены участники правоотношений по переводу
жилых помещений (жилых домов) в нежилые, основания и условия
для такого перевода помещений, состав необходимых для этого
документов, органы, принимающие решение о переводе помещений.
Установлены правила организации деятельности соответствующей
межведомственной комиссии и комиссии муниципального образования,
ограничения перевода жилых помещений (жилых домов) в нежилые
и ограничения по размещению в многоэтажном жилом доме объектов
социально-бытового и промышленного назначения, введены правила
об осуществлении контроля за нецелевым использованием нежилого
помещения.
Так, ст. 3 Закона Московской области от 16.04.2004 г. N
55/2004-ОЗ "О порядке и условиях перевода жилых помещений
(жилых домов) в нежилые" предусмотрено, что основаниями
для перевода жилых помещений (жилых домов) в нежилые являются:
признание жилого помещения (жилого дома) непригодным для проживания
в установленном законодательством порядке; изменение функционального
назначения жилого помещения (жилого дома); изменение функционального
назначения прилегающей территории или архитектурно-градостроительных
норм (требований) в целях повышения уровня благоустройства жилого
помещения.
Правила о переводе помещений, установленные законодательством
субъектов Российской Федерации, получают конкретизацию в правовых
актах органов местного самоуправления
Для осуществления перевода жилых помещений в нежилые Кодекс
установил три исключения из указанного выше общего правила о
допустимости такого перевода. Перевод не допускается в случаях,
когда: а) доступ к такому помещению невозможен без использования
помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, и при этом
отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ
к данному помещению; б) такое помещение является частью жилого
помещения или используется собственником данного помещения либо
иным гражданином в качестве места постоянного проживания; в)
право собственности на данное помещение обременено правами каких-либо
лиц (физических или юридических), например, помещение является
предметом залога, найма, аренды и т.п. (см. ч. 2 ст. 22 Кодекса).
Установленные исключения, действуют в отношении всех видов
помещений, пригодных для постоянного проживания граждан, отвечающих
установленным санитарным и техническим правилам и нормам и иным
требованиям, предъявляемым законодательством к жилым помещениям.
Когда же речь идет о таких жилых помещениях, как квартиры в
многоквартирных домах (ч. 3 ст. 22 Кодекса), то для их перевода
в нежилые помещения предусмотрены дополнительные ограничения.
Перевод квартиры в нежилое помещение возможен только при условии,
что данная квартира расположена на первом этаже многоквартирного
дома либо выше первого этажа, но при этом помещения, находящиеся
непосредственно под такой квартирой, являются нежилыми.
Использованная в Жилищном Кодексе формулировка "выше первого
этажа" позволяет предположить, что в таких случаях подразумевается
любой другой, кроме первого, этаж многоквартирного дома, например,
10-й, 16-й и т.п. Однако необходимо помнить о том, что перевод
жилого помещения в нежилое запрещается, если доступ к такому
помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих
доступ к жилым помещениям, и при этом отсутствует техническая
возможность оборудовать такой доступ к данному помещению (например,
обустроить отдельный вход). Поэтому указанную норму, с нашей
точки зрения, следует толковать ограничительно: в ней имеются
в виду нижние этажи многоквартирного дома.
Для осуществления перевода нежилых помещений в жилые новый Кодекс
в ч. 4 ст. 22 предусматривает только два ограничения.
Во-первых, такой перевод не допускается, если соответствующее
помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям
или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения
указанным требованиям. Имеются в виду санитарные и технические
правила и нормы.
Во-вторых, перевод невозможен, если право собственности на нежилое
помещение обременено правами физических и (или) юридических
лиц (например, в силу договоров ипотеки, аренды, найма, доверительного
управления и т.п.).